Книга: Сергей Юткевич - Контрапункт режиссера
Скачать бесплатно книгу Сергея Юткевича "Контрапункт режиссера" 1960 г. в формате pdf и fb2
3 Мб
http://media-shoot.ru/books2/Jutkevich-Kontrapunkt_rezhissera.pdf
http://media-shoot.ru/books2/Jutkevich-Kontrapunkt_rezhissera.fb2
Великий русский композитор Сергей Рахманинов так определил то основное качество, которым должен обладать, по его мнению, музыкант-творец: «Первое — это воображение. Я не хочу утверждать, что артист- исполнитель не обладает воображением. Но есть все основания считать, что композитор обладает большим даром, ибо он должен, прежде чем творить — воображать. Воображать с такой силой, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения, прежде чем написана хоть одна нота произведения. Его законченное произведение является попыткой воплотить в музыке самую суть этой картины» '.
Мне кажется, что режиссеру также прежде всего необходимо воображение. Чем ярче, чем полнее увидит он в своем воображении будущий спектакль или фильм, тем легче будет протекать весь сложный процесс его последующего воплощения, тем богаче будет ' и творческий результат. Может быть, это качество особенно важно для режиссуры кино, ибо в этом искусстве путь от замысла к воплощению сложнее, чем где-либо. Замысел режиссера получает первое свое конкретное воплощение в режиссерском сценарии, который можно назвать партитурой будущего фильма. Из чего же состоит эта партитура? Закономерно ли здесь сравнение с музыкой?
Кинематографию часто сравнивают со многими другими искусствами. Действительно, у ее колыбели стоят и поэзия, и живопись, и даже архитектура. Но в моем воображении фильм возникает прежде всего как музыка, в широком, не в технологическом смысле этого слова. Самое вдохновенное слово о музыке было сказано в нашем искусстве не композитором, а поэтом. Александр Блок свою речь на юбилее Большого драматического театра, произнесенную 13 февраля 1920 года, закончил так: «Позвольте мне пожелать всем нам, чтобы мы берегли музыку, которая для художника всего .дороже, без которой художник умирает. Будем защищать ее, беречь ее всеми силами, какие у нас есть. Будем помнить прямо в упор обращенные к нам слова Гоголя: «Если музыка нас покинет, что будет с нашим миром?». Да, конченым может считать себя тот художник, кто стал невосприимчив к музыке своего времени, к музыке Революции.
Если утрачена эта чуткость, отзывчивость ума и сердца, то не прикрыть духовную опустошенность законами ремесла. А художнику кино, чье творчество ежедневно гулко резонирует среди миллионов зрителей, наполняющих залы кинотеатров, особенно страшно вот так «оглохнуть», потерять способность слышать музыку жизни. Вот в этом смысле мне хочется говорить о контрапункте и полифонии режиссерского искусства. По энциклопедическому определению, полифония — это многоголосый склад музыки, в котором все голоса мелодически самостоятельны (в отличие от гомофонии, а также монодии), а контрапунктом является соединение в одновременном звучании двух и более мелодически самостоятельных голосов, одинаковых по ритму. Как близко это определение к самой сути режиссерского творчества! Ведь в фильме вы все время ощущаете его контрапунктное построение: вот возник голос актера-исполнителя, пользуясь светом, цветом, тональностью, ведет свою мелодию киноаппарат, вот в объемах и ракурсах архитектурных сооружений проступает голос декоратора, вот, наконец, явственно слышится голос композитора, чья музыка то контрастирует, то сливается со зрительным образом, вот и ритм монтажа, объединяющий всю конструкцию произведения. И, может быть, потому некоторые наши фильмы так не «созвучны », невыразительны и плоски, или, пользуясь опытом музыкальной терминологии, «гомофоничны», ибо мелодии их упрощены, бедны, однолинейны, а голоса их мелодически несамостоятельны. Фантазия, воображение должны непрерывно питаться соками жизни.
Сама профессия режиссуры по своей природе полифонична. Константин Сергеевич Станиславский говорил:
«Режиссер — это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене, в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях помимо своих профессионально-театральных».
Поэтому закономерно, что в эту книгу вошли написанные в разное время главы не только о замыслах или осуществленных фильмах и спектаклях, но и портреты мастеров и друзей, чьи работы служили мне примером, а также раздумья обо всех явлениях в жизни искусства, с которыми приходилось мне сталкиваться во время моих странствий. Профессия режиссера — это не ремесло, и в книге нет поэтому никаких рецептов. Она вызвана к жизни лишь настоятельной внутренней потребностью на основе накопившегося творческого опыта попытаться раскрыть многообразие, глубину и поэзию того, что мы называем режиссурой, и тем самым заставить еще больше уважать ее тех, кого она интересует, еще больше полюбить ее тех, кто посвятил ей жизнь.
|