Книга: Л. Кулешов - Уроки кинорежиссуры. Статьи и материалы
Скачать бесплатно книгу Льва Кулешова "Уроки кинорежиссуры" и сборник статей "Статьи и материалы" в формате pdf, doc и fb2
1,8 Мб
http://media-shoot.ru/books/Kuleshov/Kuleshov-Uroki_kinorezhissury.pdf
http://media-shoot.ru/books/Kuleshov/Kuleshov-Stati_i_Materialy.doc
http://media-shoot.ru/books/Kuleshov/Kuleshov-Stati_i_Materialy.fb2
"Я начал работать в кино более пятидесяти лет тому назад и видел все
стадии становления и развития кино как искусства и ВГИКа как уникального
учебного заведения, готовящего кадры кинематографистов всех профессий
для СССР и других стран мира. Поэтому мне многое запомнилось. Я видел
уже не революцию, а эволюцию открытия - переход из младенческого
состояния кино в зрелое..."
Кинематографическое наследие
Л. В. Кулешов
Статьи. Материалы
Приход в кино
Кинохроника. Фильм „На Красном фронте"
Исследования, статьи „Фильмы без пленки".
Педагогические разработки „Мистер Вест"
Статьи и материалы настоящего сборника освещают ранний период кинематографической деятельности одного из родоначальников советского кинематографа Л. В. Кулешова. Составителем сборника проделана большая работа по выявлению ряда важных в научном отношении исследований режиссера, публикация которых позволяет по-новому осветить вопрос становления советской кинотеории. Статьи и исследования Кулешова сопровождены комментариям! А. С. Хохловой, соратницы режиссера на всем протяжении его творческого пути.
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Лев Владимирович Кулешов известен всему миру как выдающийся со-
ветский кинорежиссер, автор фильмов, ставших классикой кинематографа -
"Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По
закону" (1926), "Великий утешитель" (1933) и др. Его гениальные открытия в
области монтажного кинематографа, в том числе знаменитый "эффект Куле-
шова", считаются основой основ языка кино. С именем Льва Кулешова связа-
ны не только достижения в теории и практике кинорежиссуры, но и рождение
первой в мире государственной киношколы.
Государственная школа кинематографического искусства была открыта в
Москве 1 сентября 1919 года с целью "дать законченное практическое образо-
вание всем, желающим посвятить себя служению кинематографии во всех об-
ластях кинотворчества". Возглавил школу известный режиссер дореволюци-
онного кино Владимир Гардин. В актерском классе, который открылся самым
первым, хорошо учили пластике и ритмическим танцам, и даже лучшим теат-
ральным педагогам в то время было трудно представить, как обучать кинона-
турщиков.
С появлением в 1920 году в киношколе молодого художника и режиссера
Льва Кулешова жизнь начинает активно меняться. К этому времени Кулешов
возглавлял отдел хроники и перемонтажа фильмов в Кинокомитете и имел
достаточно богатый опыт работы в кинематографе; как художник-оформитель
он участвовал в создании более 10 фильмов, публиковал теоретические статьи
по вопросам киноискусства, как режиссер снимал сюжеты для кинохроники,
сделал "Проект инженера Прайта" - первый русский фильм, снятый монтажно,
с использованием крупных планов и стремительного темпа. В киношколе Лев
Кулешов создает свой класс кинонатурщиков и начинает обучать их совер-
шенно иначе, чем педагоги театральной школы. Здесь, в школе, Кулешов
встречает Александру Хохлову, которая в дальнейшем станет его женой, ак-
трисой в его фильмах, соавтором всех его творческих замыслов.'
Основной задачей мастерской становится изучение приемов игры кино-
актеров и законов кинорежиссуры. Кулешов идет по пути поиска специфики
пластики человеческого тела применительно к экрану, по пути создания "уни-
версального" актера. Занятия пластикой, ритмикой, акробатикой, танцем, бок-
сом дополнялись лекциями Кулешова по режиссерскому и актерскому мастер-
ству. "Фильмы без пленки" - пластические этюды, в которых отрабатывались
способы организации пространства и актерской игры, - стали одним из инте-
реснейших педагогических изобретений Кулешова, которое в дальнейшем
эволюционирует в знаменитый метод предварительных репетиций. В 1921 го-
ду после первого показательного вечера класса Кулешова стало очевидно, на-
сколько необычны и творчески перспективны эксперименты молодого коллек-
тива.
Постепенно формируется знаменитый "коллектив Кулешова", куда вошли
его ученики и будущие коллеги по творческой и педагогической работе:
А.Хохлова, В.Пудовкин, С.Комаров, Л.Оболенский, Б.Барнет, П.Подобед,
В.Фогель, П.Галаджев и др. На правах вольнослушателя три месяца у Кулешо-
ва занимался Сергей Эйзенштейн, именно здесь он получил первые кинозна-
ния по теоретическому монтажу и построению массовок. Очень скоро мастер-
ская становится лабораторией экспериментов и поисков выразительных
средств языка кино. Воспитание самобытных, ярких личностей, ставших впо-
следствии известными деятелями кино, несомненно свидетельствовало о ее
огромном творческом потенциале.
К 1922 году в киношколе начинается борьба из-за методов воспитания ак-
терос, и Лев Кулешов, а за ним и вся группа его учеников уходят из стен шко-
лы. Мастерская продолжает работать, но новыми учениками теперь занимают-
ся "старики" - члены "коллектива Кулешова", от актерской практики они пере-
ходят к режиссерской. Это были важные вехи в рождении будущей системы
подготовки кинематографистов. Автономное существование "коллектива Ку-
лешова" продолжалось недолго (хотя все это время мастерская считалась фи-
лиалом киношколы). С 1926 года Лев Кулешов уже постоянно работал в ин-
ституте.
"Мы любили жизнь и всеми своими помыслами стремились на производ-
ство, - напишут в своих воспоминаниях Л.Кулешов и А.Хохлова. - Мы хотели
во что бы то ни стало, несмотря на голод и холод, на отсутствие пленки, на
разрушенные ателье, - снимать, снимать, снимать. Снимать так, чтобы наши
картины смотрели зрители". Вместе с учениками Лев Кулешов ставит лучшие
фильмы: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков",
"По закону", "Великий утешитель". В дальнейшем он не раз говорил о "чисто
ремесленном" подходе к обучению студентов, объясняя это своей индивиду-
альностью и объемом знаний. Связь с кинопроизводством, уверенность в не-
обходимости полноценной практики студентов на киностудиях - одна из отли-
чительных черт метода Кулешова-педагога.
Талант Кулешова-режиссера и педагога тесно переплетаются. Весь свой
практический опыт он систематизировал и адаптировал к учебному процессу.
Одна за другой создавались "Программа кинематографической эксперимен-
тальной мастерской коллектива преподавателей по классу натурщиков" (1922-
1923) для среднего кинематографического образования; программа по теории
и практике режиссуры, рассчитанная на два года обучения на режиссерском
факультете ГИКа; "Программа курса по технологии режиссуры" (1935-1936),
"Программа практикума режиссуры" (1934) для академической группы режис-
серского факультета; программа курса "Практика кинорежиссуры" (1939) для
четырехлетнего обучения; наконец, программы по курсам "Основы киноре-
жиссуры" и "Режиссура художественного фильма" (1949). Эти разработки лег-
ли в основу системы обучения будущих режиссеров во ВГИКе.
Подготовка подлинных профессионалов, знающих процесс создания
фильмов на киностудиях, способных принести с собой на производство высо-
кий уровень кинематографической культуры, активно занимала Кулешова-
педагога. Он постоянно настаивал на необходимости тесного взаимодействия
производства и учебного процесса. Выступая на заседаниях кафедры режиссу-
ры, в Комитете по делам кинематографии, в прессе, Лев Кулешов требовал,
добивался именно такой системы подготовки специалистов: "Студенты-
режиссеры и студенты-актеры должны посещать репетиционную работу сво-
его режиссера-преподавателя, смотреть ее и принимать в ней активное уча-
стие... И режиссеру, и оператору, и другим членам группы постоянно бывает
необходимо произвести тот или иной производственный эксперимент. Они его
могут производить на репетиции в ГИКе, а студенты от этого в смысле учебы
только выиграют. Так, во взаимном содружестве, в объединении гиковской и
производственной работы, на базе репетиционного метода будет происходить
выковывание молодых специалистов, крепко связанных с производством".
Подлинно педагогическим и научным достижением Л.Кулешова стал его
репетиционный метод, или система предварительных репетиций (1933). Заро-
дившийся как эксперимент в условиях дефицита кинопленки, репетиционный
метод превратился не только в основу педагогической практики во ВГИКе, но
и в реальную возможность организационного совершенствования всей отече-
ственной кинематографии. Кулешов "проверил и утвердил" метод предвари-
тельных репетиций во время съемок "Великого утешителя". "Этот метод, - пи-
сал режиссер в автобиографии, - помимо творческих преимуществ в работе с
актером дал и производственный выигрыш во времени, необходимом для ра-
боты над фильмом: картина была снята за сорок дней на пленке "Союз" (впер-
вые)".
В 30-е годы Лев Кулешов вместе с Сергеем Эйзенштейном создают про-
ект специального экспериментального репетиционного кинотеатра, "который
был бы показателен не только для нашего Союза, но и для заграницы". "Мне
кажется, - писал Лев Кулешов, - что наиболее правильной формой работы ве-
дущих кинорежиссеров в киноинститутах явится репетиционная постановка
отрывков литературных произведений или киносценариев силами студентов
на специально оборудованной сцене... Молодой кинематографист-режиссер
должен, выходя из института, сделать проект постановки. Проект постановки
- это сценарий, разработанный режиссерски, режиссерская экспликация, фото-
графии актеров и грима, эскизы декораций и костюмов и, главное, репетици-
онный спектакль будущей постановки. По такой дипломной работе можно
судить о действительных знаниях и способностях молодого режиссера".
Актуальность слов Льва Кулешова очевидна и сегодня. В силу многих
причин репетиционный кинотеатр так и не был построен, но эта идея
Л.Кулешова и С.Эйзенштейна трансформировалась в идею Учебной киносту-
дии для института. Ее создание и организация съемочного процесса постоян-
но занимали Льва Кулешова. Вернувшись в 1944 году из эвакуации и возгла-
вив ВГИК, он сразу же приступил к восстановлению Учебной киностудии. "Я
работал директором ВГИКа, - пишет Л.Кулешов в автобиографии, - и решал не
только академические проблемы, но и такие вопросы: как отопить помещение,
где достать мебель, съемочную и осветительную аппаратуру для учебной сту-
дии. Это было трудное время. Но я был не один, а среди моих коллег был за-
мечательный мастер и педагог Сергей Михайлович Эйзенштейн".
За долгий период работы во ВГИКе Л.Кулешов был и директором инсти-
тута (хотя никогда не хотел быть администратором), и заместителем директора
по научной работе, и заведующим кафедрой режиссуры, и руководителем мас-
терской. Его заинтересованный подход к процессу обучения будущих кинема-
тографистов выражался в высокой требовательности к подбору педагогов ки-
ношколы. Именно он пригласил во ВГИК В.Пудовкина, Ю.Райзмана,
С.Герасимова, Т.Макарову, Г.Козинцева, Г.Александрова, Б.Бабочкина,
И.Савченко, И.Пырьева. Говоря о научной и педагогической деятельности ин-
ститута, Л.Кулешов выделял три важных периода в жизни ВГИКа: "Первый
этап начался в двадцатых годах - он положил основу монтажного кинемато-
графа. Второй этап ВГИКа создан Сергеем Михайловичем Эйзенштейном -
первым большим ученым, первым доктором искусствоведения в кинематогра-
фе. Этот этап является качественным скачком в развитии мировой кинемато-
графической науки и преподавания специальных дисциплин. Третий качест-
венный этап ВГИКа начинается в 1944 году с прихода в институт на постоян-
ную педагогическую работу С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. Герасимов
по-новому возродил бывшие в 20-х годах в институте объединенные режис-
серско-актерские мастерские".
Сам Л.В. Кулешов отдавал ВГИКу практически все свое время. Мастер-
ская Л. Кулешова и А. Хохловой славилась внимательным подходом к каждо-
му студенту, методом кропотливых индивидуальных занятий, во время кото-
рых мастера проделывали вместе с учениками путь от замысла фильма до
монтажа, вникали в их намерения, старались понять, помочь, направить на
творчески перспективный путь.
Помимо своей мастерской Л.В. Кулешов читал лекции по основам кино-
режиссуры почти на всех факультетах института, работал в приемных, экзаме-
национных, выпускных комиссиях - идея воспитания во ВГИКе подлинно
б профессиональных кинематографистов воплощалась им в жизнь самым непо-
средственным образом. Его труд "Основы режиссуры" (1941 г., переиздан в
1995 г.) уникален. Практически до сих пор он является единственным учебни-
ком кинорежиссуры.
Знаменитые слова учеников мастера: "Мы делаем картины - Кулешов
сделал кинематографию," - относятся и ко ВГИКу. Л.В. Кулешовым была раз-
работана система высокопрофессионального образования будущих кинемато-
графистов, ставшая фундаментом развития отечественной кинематографии.
Поистине, ВГИК - дело всей его жизни...
|